Глава округа Домодедово вошел в десятку лучших мэров России, исследование проводилось "Союзом инженеров России". Эксперты оценивали работу администрации по 35 показателям. Об отношении к рейтингу и текущем положении дел в Домодедове поговорим сегодня с главой городского округа Леонидом Ковалевским, это "Интервью 360".
- С момента прошлой встречи в этой студии прошло не так уж много времени, но вот новость – Вы вошли в список лучших мэров. Как Вы вообще к рейтингам в целом относитесь?
- В общем, для меня как-то не особенно значимо это, наверное, в силу моего возраста и стажа работы. Я работаю довольно давно, поэтому, дело не в том, какой рейтинг, а в том, какое место занимает наше муниципальное образование. Конечно, я занимаю высокий пост, но определяет успех любого дела команда. Я расцениваю это как результат деятельности нашей команды, которую я возглавляю 25 лет. Те успехи, которые сегодня есть у Домодедова, конечно, это, прежде всего, результат коллективного труда нашей команды – очень умной, креативной и способной решать задачи.
- Сейчас уже много всяких рейтингов. Вот уже есть 100 лучших мэров, есть рейтинги лучших муниципалитетов, есть региональные. Они как-то стимулируют становиться лучше, это может быть мотивацией?
- В какой-то степени да, но незначительно. Сегодня муниципальная власть ориентирована на население, на его запросы, нужды, и, конечно, самый главный рейтинг дает население раз в 5 лет, когда нанимает тебя на работу. И ты понимаешь прекрасно, что этот рейтинг надо пройти обязательно, иначе ты останешься без работы, с позором уйдешь. Вот это самое главное. Это очень важно, кстати, потому что мы служим нашему населению, оно должно быть довольно в первую очередь. Есть, конечно, руководители, есть субъекты РФ, у которых свои приоритеты. Мы всё делаем для того, чтобы быть во главе рейтинга по тем программам, которые Андрей Юрьевич и правительство области сейчас реализует, но приоритет - это жизнь населения нашего округа.
- Вы традиционно, я знаю, проводите встречу актива, рассказываете о положении дел, вот первое полугодие завершилось, что нового в городском округе?
- В целом, мы довольны этим годом, у нас не такой большой рост, как в предыдущие годы, но всё-таки мы идем с экономическим ростом в 10%, для нынешнего времени, мы считаем, неплохой, очень хороший рост. У нас традиционно очень высокий уровень инвестиций, 20 млрд мы привлекли в прошлом году, в этом году, я думаю, будет не менее. Мы развиваем все отрасли - и промышленность, и сельское хозяйство. Мы самый крупный на сегодняшний день сельскохозяйственный производитель. Самое главное, конечно, это аэропорт Домодедово, который тоже в этом году получил очень значительный толчок к развитию: принято решение правительством РФ о строительстве третьей взлётно-посадочной полосы, о реконструкции дороги и т.д. Это даёт толчок.
- Бюджет, действительно, не маленький, и развитие не останавливается. Все эти деньги, они тратятся на социальную инфраструктуру, на улучшение жизни жителей?
- У нас в России бюджетная система трёхуровневая...
- Большую часть денег, конечно же, отдаете?
- Конечно, да. Нам достается 4-5 млрд, хотя примерно 25 млрд мы привлекаем за год в 3 бюджета. Но нам грех обижаться, конечно, мы эти все деньги в основном тратим на социальную сферу. В первую очередь, в последние годы, - на здравоохранение. Мы очень серьезно в последние годы подтянули здравоохранение. Перед этим у нас приоритетом было образование, культуру не забываем, что так же очень и очень важно. А сейчас помимо здравоохранения приоритетом №1 являются места в ДОУ.
- А большая очередь?
- Очередь примерно 700 человек. Детишки рождаются, подрастают, а одно место стоит 1 миллион рублей. Можете себе представить, сколько денег необходимо? Стоит задача к 2015 году полностью ликвидировать очередь. Мы сейчас строим 5 детских садиков, еще 5 проектируем, строим 3 новых школы, 2 еще проектируем, будем 5 строить в ближайшее время, в общем, развиваемся. Дороги строим, ремонтируем.
- Дорожная ситуация, планы в перспективе, что будет по улучшению меняться?
- Мы последние годы очень интенсивно росли, увеличили экономику за 10 лет в 10 раз. Были годы, когда мы росли по 30% в год, причем, несколько лет подряд. А бурный экономический рост обязательно дает диспропорции. У нас дефицит трудовых ресурсов образовался, а самым узким звеном оказались дороги. При помощи губернатора, Андрей Юрьевич лично помогает, мы решили, я считаю, уже две очень серьезные проблемы - строятся развязки над железной дорогой на двух участках: на повороте в аэропорт, и на пересечении с Малым бетонным кольцом. Одну развязку в этом году мы обязаны сдать. Это две очень серьезные проблемы, которые частично развязываем. Есть еще 2 проблемы, которые в стадии решения. Я в прошлом году был у губернатора, (в этом году я с ним на днях встречаюсь) и буду просить поддержки и помощи по этим двум проблемам, я уверен, что мы их решим. Есть вопросы по железнодорожному переезду в микрорайоне Востряково и объездной дороге вокруг района Авиационный. По этой трассе едут пассажиры, практически, из всех близлежащих областей (не только из Московской, но и из Рязанской, Тульской, даже из Липецка) в аэропорт. Мы увидели, что пассажиры, которые живут примерно за 100 км от аэропорта, часто используют личный транспорт, чтобы подъехать в аэропорт на самолёт, когда едут в отпуск. Это очень серьезная проблема.
- Между тем, Вас очень часто хвалят по многим вопросам. В частности, Вы как-то сделали в городском округе уютное парковочное пространство. Если можно, то очень коротко поделитесь!
- Мы давно очень этим занимаемся, в этом году у нас заложено в бюджете 38 млн рублей на реконструкцию дворовых территорий. Это не простая проблема, она очень сложно решается. Двор - это ограниченное пространство, оно уже сложилось. Когда проектировали в советское время, никто не рассчитывал, что в каждой семье будет 2-3 машины, что их где-то надо ставить. Поэтому мы элементарно тратим деньги на то, чтобы расширить парковочные места, но во дворе есть уголок, где дети играют, где пенсионеры должны посидеть и отдохнуть, так что всегда, когда мы приходим во двор, начинается конфликт.
- И что же Вы сделали?
- Мы подавляющее большинство домов, а у нас примерно 900 с лишним многоэтажных домов, реконструировали и продолжаем эту работу. Когда мы начинали, мало места под парковки отводили. Сейчас идем по второму разу – расширяем. Ищем такие конфигурации, которые позволили бы учесть все интересы - и тех, кто на лавочке сидит, и молодёжи, которая приезжает вечером с работы и хочет поставить машину.